Роковой ренессанс.

В году эдак 2003 в Лондоне состоялась премьера документального фильма, посвященного культурному феномену 90х годов прошлого века, зародившемуся в Великобритании – так называемому Бритпопу. Название этого проекта – «Live Forever” («жить вечно» - песня группы Oasis).

В начале 90-х в Америке господствовал мрачный грандж, а в Британии антизвездные техно и инди-рок. Антизвездными они являлись оттого, что композиции были достаточно длинными, психоделическими и не помещались в радиоэфире. Кроме этого, британские музыканты начала 90-х, выросшие из движения независимых, темных постпанка и готики и манчестерского движения, сознательно отвергали звездный имидж. Все варились в собственном клубном соку.
Постепенно в рядах инди-групп образовался определенный вакуум, который и заполнили представители брит-попа. Они развеяли мрак и вернули к жизни идею рок-звезды и образец легко схватываемой поп-песни с красивыми куплетами и запоминающимися припевами и гитарными ходами. Короче говоря, во многом они взяли за основу музыку 60-х времен "британского вторжения" и совместили ее с громкостью панк-музыки конца 70-х, взяв также понемногу у "модов", "новой волны" и постпанка. Вы улыбнулись? Для того, чтобы разобраться в этих сложных ,для непросвещенного обывателя, терминах настоятельно рекомендую отыскать в музыкальных энциклопедиях обозначения таких музыкальных направлений как: "Инди-рок", "Британское вторжение", "Моды",  "Постпанк",  "Манчестерская волна".
Жизнь и Смерть Бритпопа
Итак брит-поп - незаконно рожденный ребенок Леннона-МакКартни и Дэвиса-Таушенда от Уэллера-Моррисси и Сквайра-Беджеса - теперь уже овеян легендами. Одна из них гласит, что гитарный техник (или кто-то в этом роде) INSIRIAL CARPETS по имени Ноэл Гэллахер был изгнан в начале 90-х из группы за употребление наркотиков. Уходя, он сказал, что INSPIRIAL CARPETS - коллективчик так себе, и пообещал, что скоро его собственная группа будет круче всех. Ноэл взялся за группку своего братца Лиэма, и что получилось, вы сами знаете. До OASIS уже были BLUR, SUEDE и некоторые другие. Однако это еще были какие-то зачатки. Кто-то считал себя слишком умным, кто-то был слишком панком, а кому-то просто не хватало наглости. OASIS показали всем, что нужно делать, и теперь благодарные британцы лопочут что-то вроде: "У нас снова есть свои THE BEATLES". Некоторые брит-поп-музыканты популярны в Америке, хотя складывается впечатление, что их это очень мало заботит. Только, появившись на свет, брит-поп сразу же начал скандалить. До сих пор все помнят, как OASIS и BLUR подрались за право называться "новыми BEATLES", а потом еще долго переругивались на страницах прессы. Однако скандалы только еще сильнее подогрели интерес к британским музыкантам.
Все брит-поп-группы имеют одинаковую концепцию, которая состоит в регулярном выпуске хитовых синглов и личном обаянии лидера или фронтмена коллектива. Стилистически же они различались иногда очень сильно. По времени самый центр приходится на 1994-95 годы, когда три главных кита музыки брит-поп выпустили по два своих альбома: OASIS "Definitely Maybe" и "(What-s The Story?) Morning Glory", BLUR "Parklife" и "Great Escape", PULP "His-n-Hers" и "Different Class".
Бритпопперов обвиняют во многом, начиная от глупости и заимствования идей из прошлого и заканчивая излишней самоуверенностью. Тем не менее очень многое прощается им, потому что они живут музыкой и стараются сделать ее по-настоящему красивой. В музыкальном вкусе британцам отказать трудно. Кроме того, именно брит-поп-музыканты вновь подняли на должный уровень роль личности в коллективе, их физиономии на обложках различных изданий тому подтверждение. От харизмы никуда не денешься, и очень хорошо, если энергия, которая идет от звезды, не злая. Она может заставить вас веселиться, грустить, задумываться, а часто просто дает вам возможность поражаться красотой музыки, удивляться людям, которые способны создать такое, и ваши эмоции и любовь - лучшая им награда.
В году эдак 2003 в Лондоне состоялась премьера документального фильма, посвященного культурному феномену 90х годов прошлого века, зародившемуся в Великобритании – так называемому Бритпопу. Название этого проекта – «Live Forever” («жить вечно» - песня группы Oasis), по мнению его автора, Джона Дауэра - тонкий намек на то, что на самом деле феномен Бритпопа не смог выжить в новом веке, и уже успел тихо скончаться в заброшенных квартирах Манчестера или Лондона. В документальном фильме сам Джон Дауэр интервьюирует звезд того золотого периода возрождения «настоящего» рок-н-ролла – Дэймона Албарна из группы Blur, Джарвиса Кокера из Pulp, и, конечно же, знаменитых братьев Лиама и Ноэля Галлахера из Oasis. Основной костяк фильма составляет хронологически верный рассказ об основных событиях периода существования Бритпопа. Началось все в конце 1980х годов, когда британское общество наконец поняло, что оно устало. Устало от холодной войны, устало от правительства Маргарет Тетчер, устало от пластиковых костюмов и причесок эстрады 80х. Тогда появились первые вестники того, что британская музыка возрождается из небытия искусственности попсы 80х. Группы типа Happy Mondays или Stone Roses из Манчестера, играющие качественный, живой, искренний рок, да еще и с осмысленными словами произвели настоящий фурор. Нет, конечно, тогда же появилась и Nirvana с Кобэйном, но в Британии люди любят свое. И эти новые рокеры были как раз тем, «своим», чего требовали души молодежи, истосковавшиеся по настоящей музыке. Культурная революция 90х произошла очень быстро. Люди полностью потеряли интерес к политике и занялись собой. Сибаритство и желание «чего-нибудь новенького» быстро создали популярность новоявленным «лидерам молодежи». Галлахеры, Албарн и Кокер стали звездами. И тут, как показывает это режиссер фильма, «Бритпоп сам себя съел». Популярность стала невыносимой, протест превратился в обыденную реальность, и революция потеряла всякий смысл. Ведь будучи изначально реакцией против занудного пластика 1980х, новый рок сам стал «официозом», и полностью потерял весь смысл. Манящий к себе, привлекательный именно своей удалью и живой силой Бритпоп докатился до того, что к середине 90х стал звуковой дорожкой на скучных сборищах политических партий. Самое интересное, отмечает Джон Дауэр - это то, что сегодня тогдашние звезды неохотно вспоминают о тех временах. Дэймон Албарн отказался говорить на пленке о той знаменитой битве песен между Blur и Oasis за первое место в официальном чарте. Сегодня бывший «революционер» выглядит устало. Знаменитость явно подкосила его, превратив из веселого парня начала 90х, в полного невысказанной грусти, умудренного опытом в 2002ом году. Джарвис Кокер сам говорит о том, что тот год после появления Pulp на большой арене стал самым ужасным в его жизни. А вот на Лиама Галлахера все это, похоже, ни чуточки не повлияло. Возможно, все дело в том, что, как он сам рассказывает, в его памяти зияют огромные провалы, приходящиеся как раз на те годы. В целом, феномен Бритпопа интересен и печален одновременно. Британия получила не только качественную музыку, но и незабываемые моменты, из тех, которые будут помнить всегда. Кроме того, было получено очередное подтверждение того, что жить в обществе и быть от него независимым нельзя. Эти рокеры (ну, кроме Лиама Галлахера, конечно) почувствовали верность данного утверждения на собственной шкуре. А те, кому посчастливилось жить в Британии начала-середины 1990х годов, смогли понаблюдать, как они это чувствуют. И сегодня они смогут пережить дела недавно минувших дней со стороны, посмотрев этот документальный фильм, рассказывающий о жизни и смерти Бритпопа.
БритПоп в Росии. Миф или реальность.
У мыслящих людей может возникнуть вопрос: «А где, собственно, наши российские звезды на мировом музыкальном небосклоне?». Ведь даже маленькая рыбацкая Исландия, все население которой при желании уместится в одном Московском микрорайоне, имеет, как минимум двух мировых звезд. «Где наши российские песни и их исполнители?».
Ответ крайне прост. И любой западный музыкальный менеджер объяснит, что русская рок-поп-музыка абсолютно неинтересна западному слушателю по причине ее абсолютной вторичности по отношению к Западу. Выражаясь проще, мы все время на кого-то похожи. Похожи в плане мелодии, в плане аранжировок, даже в плане внешности и манеры. Мало у нас талантливых песен и оригинальных идей.
Журналист наиболее качественного российского музыкального издания «In rock» Владимир Импаллер, побывав на концерте «Rolling stones» в Москве, где на разогреве играли наши «Сплин», написал в сердцах, что испытал чувство национального позора (хотя «Сплин», как считают многие - это чуть ли не самое лучшее, известное, что у нас сегодня есть). И единственный наш отечественный прорыв - это группа «Тату», т.е. как бы творческое объединение двух маленьких визжащих девушек, как бы влюбленных проблемных лесбиянок ведающих людям о своих трудностях.
Скажете, что рок-поп-музыка это не серьезно? Но какой другой вид искусства сегодня интересует столько людей, столько молодых людей? Ведь ни живопись и не поэзия и не классическая же музыка. И откуда такая мысль, что это не серьезно. Рок-поп музыка сегодня часть нашей повседневной действительности и ее влияние просто грандиозно. Она на ТВ и на радио и в газетах, в нее вложены огромные деньги.
Не знаю как Вам, а мне хочется ответить на вопрос, а почему у нас в музыке все так? Ответов на эти вопросы находят несколько. Так, Михаил Козырев, говорит о том, что в российском музыкальном бизнесе две раковые опухоли. Это, во-первых, пиратство (по статистике на каждый диск хорошо продаваемого артиста приходится от десяти до ста пиратских). В результате, если на западе заработок звукозаписывающих компаний и артистов идет, прежде всего, от продажи носителей и атрибутики, а уже потом только лишь от концертов, то у нас продажи в сотни раз меньше. И артистам и музыкальным учреждениям зарабатывать приходится в основном на концертах. Но если бы соотношение лицензионных и пиратских дисков сократилось до одного к одному, ситуация могла бы в корне изменится. У музыкальных издателей и звукозаписывающих фирм появились бы необходимые денежные средства, для того, что бы вложить их в действительно стоящий музыкальный продукт. А сегодня огромные деньги уходят непонятно кому, а музыкальные структуры боясь нести большие затраты связанные с раскруткой какого-нибудь оригинального проекта (так как на его раскрутку денег вкладывать надо чуть больше) вкладывают денежки в хорошо раскрученную и дешевую попсу.
Во-вторых, это проплаченные телевизионные эфиры. Т.е, если западные телекомпании, боясь, что их будут обвинять в отсутствии хорошего вкуса и в пошлости и рейтинги их упадут, заинтересованы в поиске если не высокохудожественных, то содержательных и оригинальных материалов (видео клипов и концертных записей) и их демонстрации, в угоду умной (в плане вкуса) публике. То у нас все происходит с точностью до наоборот. К примеру, за показ нового видео клипа нужно выложить кругленькую сумму. Это связано с тем, что у телекомпаний не хватает, грубо говоря, ума и вкуса находить такие музыкальные материалы и так их преподносить людям, что бы это было интересно, что бы был рейтинг. Поэтому, однажды, в начале девяностых, они подумали примерно так: «Ну что ж, если на рейтинге не заработать, так хотя бы срубить по маленькому на показе этого г….». И наш народ, глядел на голубые экраны и диву давался от резвящихся на сценах На-ны, Сташевских и различных длинноногих девиц с прозвищами как у немецких овчарок, вместо имен. А уже потом радиостанции подхватывают то, что раскручено на телевидении. Если Вы, к примеру, придете на любую Оренбургскую радиостанцию и скажете: «Смотрите-ка, я записал гениальную песню». Они послушают ее и, скорее всего, скажут: «У Вас все слишком хорошо, но никому неизвестно, поэтому для того, что бы мы включили это в эфир, Вам необходимо раскошелится на кругленькую сумму».
Да, на западе тоже есть попса (сделанная, правда, гораздо лучше, чем наша). Но при этом каждый музыкальный делец понимает, что песни Бритни Спирс- это всего-лишь пять лет и можно срубить по малому и отвалить, а, к примеру, на Бьорк можно зарабатывать десятилетия. Все настоящее не стареет. К примеру, альбом 1973 года «Обратная сторона луны» группы «Pink Floyd» до сих пор не выходит из чартов. А недавно переизданные сборники «Beatles» и «Led Zeppelin» побывали на первом месте многих западных хит-парадов. А песни «Let it be» и «Hotel California» частенько можно услышать и сегодня.
Третей причиной можно назвать абсолютную темноту населения России в вопросах музыки. В годы застоя нас окучивали советской эстрадой, в общем-то, качественной и светлой, но несколько однообразной. Феномен так называемого Руского рока через который прошёл каждый в своё время исчерпал себя уже давно. Потребность в качественной музыке у нас отбита тем ширпотребом который льётся  бесконечными потоками радиоэфиров. Вот оно -  полное отсутствие вкусов и малейших представлений этих самодовольные, ожиревших и ничего не видящих и не понимающих «боссов нашей популярной музыки».
10 альбомов в домашнюю коллекцию:
Coldplay = X & Y,Franz Ferdinand = Franz Ferdinand,Placebo = Meds, Stereophonics = Language. Sex. Violence. Other, The Killers = Hot Fuss, The Subways = Young For Eternity, Black Rebel Motorcycle Club = BRMC,The Vines = Winning Days,The White Stripes = Elephant, A-HA = Analogues.
5 ключевых альбомов:
SUEDE «Suede» (1993), OASIS «Definitely Maybe» (1994), BLUR «Parklife» (1994), PULP «Different Class» (1995), THE VERVE «Urban Hymns» (1997)
К сожалению БритПоп в России понятие абсурдное и крайне приземлённое. Печально...
Делайте свои выводы многоуважаемые. Развивайтесь морально и музыкально.

Тимофей Астахов.



 
artpark.ru Смотри, читай!
© Все права защищены. 2009 - 2018 г.