Девушка на стенке.

Пин-ап - сплошной восторг искусствоведов и головная боль коллекционеров поп-арта. Какой-нибудь захудалый постер с серийной грудастой красоткой работы, скажем, Гарри Экрана, не купленный когда-то за 20 центов, теперь стоит 200 долларов - и это далеко не предел. Этого эротического жанра в России никогда не было, и, наверное, уже не будет. А Америка и Европа сходили с ума по искусству, в дальнейшем получившему название PIN-UP. В русском языке выражению pin-up не существует аналогов. Не выстраивать же каждый раз уродливую конструкцию типа "картинки пятидесятых годов с сексуально одетыми девушками, которые надо вешать на стенку", чтобы хоть как-то назвать это маленькое торжество плоти, героиня которого - воплощение томительной доступности и примитивных соблазнов.
Корни этого явления имеет смысл искать в детском мировосприятии. Помните старый фотоальбом своих родителей, заботливо разукрашенный детскими руками. Папе - красивые гусарские усы, маме - красивую красную шляпу. Совершенно напрасно ругали вас родители за содеянное - в 30-е годы прошлого века на подобных действиях немало безвестных художников сделало себе имя и состояние. Началось все, конечно же, с рекламы, и, естественно, тут свою руку приложила небезызвестная Coca-Cola. Неизвестно, кому первому пришло в голову еще в начале века создать рекламные иллюстрации путем простого копирования фотографий, но идея очень быстро оправдала себя и прижилась. Известные и неизвестные американские красавицы были быстро перерисованы с фото на обложки журналов, зачастую не имеющие абсолютно никакого отношения к девушкам. Весь шик заключался в том, что классические американские красавицы тех времен были запечатлены в случайных пикантно-эротичных ситуациях. Платье развевалось на ветру из-за неожиданного порыва ветра, юбка случайно за что-то цеплялась и рвалась, а свет дверного проема насквозь пронизывал легкую ткань пеньюара. Позы девушек всегда были естественны, но для рисунка всегда выбирался момент, когда ничего нельзя увидеть. Забавные сценки разыгрывались в хорошо знакомых декорациях маленьких американских городов, живые и точные детали фона подчеркивали "реализм" пикантных ситуаций. Длинноногие девчонки без трусов резвились в подробном и убедительном мире американской повседневной культуры, придавая ему невероятную и притягательную странность.  В эротической живописи ранее ничего подобного не было. Коричневатые фотокарточки полураздетых горничных десятых годов, томные полноватые кокаинистки, обнажающие чуть увядающие бюсты на нэповских открытках конца двадцатых. Казалось, что уделом поклонника наготы навсегда останутся замочная скважина и легкое чувство брезгливости и стыда - будто совершаешь что-то, хоть и приятное, но все же неприличное. И вдруг, словно ослепительный всполох солнца сквозь грязное оконце подвала, врывается Великая Американская Школа Пин-Ап! Сверкание белозубых улыбок, персиковая бархатистая кожа, тугие груди заманчиво топорщат крахмально-белые блузоны в обтяжку - и все это великолепие здесь, на фоне томительно-голубого моря, бездонного синего неба и переливающихся золотом дюн, дожидается лишь тебя, все только для тебя одного!
Как ни старайся, все равно не поймешь, почему в середине тридцатых сразу с десяток очень хороших художников вдруг, не сговариваясь, почувствовали, как именно следует рисовать девушку, чтобы мужчине хотелось глядеть на этот рисунок снова и снова. К счастью, их способности, не пригодившиеся в рекламных агентствах и классической живописи, оценил Голливуд - его золотой век был как раз в разгаре, и календари с томными кинодивами зачастую печатались тиражами с шестью нулями. Дальше была Великая Депрессия. Опять же, началась война - уставшим и лишенным жизненных стимулов мужчинам Америки нужны были приятные и незамысловатые развлечения. Спрос немедленно породил предложение: издатели вроде Brown and Bigelow (которых лет через десять будут называть "королями пин-апа") и Shaw-Barton начали переманивать друг у друга новоявленных мастеров модной эротической живописи, чтобы выполнить поток заказов и оформить новые календари для Coca-Cola и Lucky Strike.
Карьера в Pin-Up стала становиться престижной. Иные издатели платили до $1000 за картинку, половина иной раз доставалась модели, позировавшей художнику. Доставалась им и не меньшая слава, многие из них очень скоро появились на обложках журналов в качестве фотомоделей, став настоящими звездами - The Great American Pin-Up Girls . Pin-Up Girls были везде: календари, постеры, альбомы, всяческая реклама. Был массовый спрос на художников этого направления, открывались школы и колледжи, выпускающие мастеров именно такого жанра. Однако к 50-60-м годам огромная распространенность Pin-Up и привела его к кризису жанра. Говоря языком экономики - рынок был перенасыщен. И вот, в 60-х годах началось стремительное развитие очень качественной цветной фотографии. На смену Pin-Up Girls пришли Playboy Girls, и они поглотили собой массовую Pin-Up индустрию. И еще 15-20 лет после этих событий не происходило никакого ее развития.
Пин-ап - сплошной восторг искусствоведов и головная боль коллекционеров поп-арта. Какой-нибудь захудалый постер с серийной грудастой красоткой работы, скажем, Гарри Экмана, не купленный когда-то за 20 центов, теперь стоит все свои 200 долларов - и это далеко не предел (пастели Эрла Морана, моделью для которых выступала юная Мэрилин, могут обойтись раз в десять дороже), колода игральных карт работы великого Эрла Макферсона "Побеждай, проигрывай или тяни" в 1944 году разошлась тиражом 168 тысяч штук, и ныне стоит баснословных денег.  Пин-ап - искусство, строго ограниченное канонами места и времени действия. Захлестнув Америку в начале сороковых, эротическая волна схлынула в середине шестидесятых - за четверть века представления об эстетике возбуждения в корне поменялись, и неряшливые героини новой психоделической революции почти начисто смыли со всех и всяческих стен выцветших красоток в старомодных купальниках. На смену кокетливой полуобнаженности пришла нагота, а мужские журналы нового поколения получили одобренную законом возможность публиковать постеры девушек "без всего". Нигде, кроме Штатов, ничего похожего на взрыв пин-апа не случилось.
Иван Рыжухин.


 
artpark.ru Смотри, читай!
© Все права защищены. 2009 - 2018 г.